Размер:
A A A
Цвет:
C C C
Обычная версия сайта

Новый проект профстандарта преподавателя высшей школы представлен научно-педагогической общественности

Новый проект профстандарта преподавателя высшей школы представлен научно-педагогической общественности

Обновленный вариант профстандарта «Педагогический работник высшего образования» представила 1 февраля на конференции «Форсайт образования: портрет преподавателя будущего» ректор сетевого университета «Знание», председатель СПК в сфере образования Любовь Духанина. Она рассказала, что профстандарт определяет требования к квалификации и предлагает универсальные наборы трудовых действий для представителей профессорско-преподавательского состава вуза. При этом данный документ не ограничивает возможности университетов в наполнении квалификационной структуры собственным содержанием.

В начале своего выступления Духанина обратилась к истории профессионального стандарта преподавателя высшей школы Она напомнила, что до 2020 года в России действовал профстандарт «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования». Этот документ был отменен Минтруда России в том числе по рекомендации СПК в сфере образования, так как имел серьезные недостатки. «Но, когда профессиональный стандарт — даже с такими недоработками — выпал из пространства нормативного обеспечения высшего образования, возникло достаточно много вопросов. …Постепенно устаревают нормы Единого квалификационного справочника, и это не устраивает высшие учебные заведения. Поэтому была поставлена задача — разработать профстандарт, который учитывал бы не только современные требования к преподавателю, но и работал на перспективу, давал максимальное количество возможностей как для образовательной организации, так и для работника», — отметила Духанина.

Она сообщила, что в состав рабочей группы по разработке нового профстандарта вошли представили НИУ ВШЭ, РАНХиГС, МИФИ, МГТУ им. Н.Э. Баумана и других вузов.

Духанина подробно остановилась на ключевых новеллах проекта. Например, расширился перечень возможных должностей педагогических работников, что позволяет учитывать особенности организации учебного процесса в различных организациях высшего образования. Среди них — преподаватель практики, старший преподаватель практики, доцент практики, профессор практики. У всех ППС есть обязательная трудовая функция — образовательная деятельность. Кроме того, появились трудовые функции, предусматривающие ведение воспитательной работы, а также необходимость знания методик воспитания патриотизма, формирования у обучающихся гражданской позиции.

Также Духанина детально разобрала новую модель педагогических квалификаций, заложенную в проекте профстандарта. Логика проекта предполагает изменение уровня квалификации, на котором реализуется то или иное трудовое действие, от должности к должности:

  • 6.1 — ассистент;

  • 6.2 — преподаватель, преподаватель практики, старший преподаватель, старший преподаватель практики;

  • 6.3 — доцент практики;

  • 7.1 — доцент;

  • 7.2 — профессор практики;

  • 8.1 — профессор;

  • 8.2 — заведующий кафедрой;

  • 8.3 — декан.

«При этом профессиональный стандарт никоим образом не ограничивает возможности университетов в наполнении своей кадровой структуры собственным содержанием. — уточнила Духанина. — Например, если вуз хочет установить к работникам ППС требования по публикациям в научных журналах, осуществлению научных исследований, такая возможность у него есть. Обязательными являются только требования к квалификации, а вот перечень осуществляемых трудовых функций или перечень должностей определяет сама образовательная организация».

Обсуждение проекта профстандарта проходило в рамках экспертной сессии «Кадры. Профессия «преподаватель». Воспроизводство кадров для вуза», в которой также приняли участие:

  • Михаил Эскиндаров (модератор), президент, научный руководитель Финансового университета;

  • Сергей Пахомов, директор Департамента аттестации научных и научно-педагогических работников Минобрнауки России;

  • Игорь Мацкевич, ректор Университета прокуратуры Российской Федерации, главный ученый секретарь Высшей аттестационной комиссии при Минобрнауки России;

  • Владимир Зернов, ректор Российского нового университета;

  • Хажмухамед Этуев, заместитель директора Института повышения квалификации профессиональной переподготовки работников Финансового университета.

Тематика профессиональных стандартов всегда вызывает особый интерес у аудитории. Поэтому и в этот раз Духаниной было адресовано много вопросов о применении профстандарта и отражении в нем определенных аспектов научно-педагогической деятельности. Любовь Николаевна с большим удовольствием ответила на все вопросы коллег из аудитории и выразила уверенность, что в 2024 году работа над профстандартом будет завершена.