Сетевой университет «Знание» готов принять участие в разработке и реализации программ по вопросам воспитательной деятельности для школьных педагогов и директоров. Об этом в ходе панельной дискуссии «Воспитание в школе: актуальные вопросы и лучшие практики негосударственного образования» на Конференции 100 частных школ России рассказала ректор Сетевого университета «Знание» Любовь Духанина.
В приветственном слове к участникам мероприятия член Комитета Государственной Думы по просвещению Лариса Тутова отметила, что равенство прав государственных и негосударственных школ и равенство прав детей остается базовой идеей государственной образовательной политики. «Вопросы воспитания наших детей везде одинаковы. Неоспоримое преимущество частных школ — в возможности разрабатывать гибкие образовательные программы и менять их в течение года, при этом не отходя от единых стандартов образования», — отметила Тутова.
Ведущий научный сотрудник Лаборатории фундаментальных и прикладных исследований Института воспитания РАО Наталья Казначеева рассказала об основных направлениях воспитательной работы в российских школах
Любовь Духанина в своем выступлении сосредоточилась на проблемах организации воспитательной деятельности. «Определение воспитания в законе «Об образовании» содержит важный термин — «самоопределение». То есть ребенок должен уметь сам принимать решения и нести ответственность, отвечать на вопросы «кто я?» и «кто я в дальнейшем?». Это означает, что у нас с вами есть задача научить его принимать такие решения, научить ориентироваться на свои личные интересы, интересы семьи, общества, государства. Всё это, как фундамент, должно быть заложено в человека еще на школьной скамье», — подчеркнула ректор Сетевого университета «Знание».
Поиск содержания и технологий воспитания с принятием изменений в законодательство и новых школьных стандартов не окончен, считает Духанина. На данном пути, по ее словам, возникает ряд проблем: повышение роли интернета в детской социализации, феномен постправды, превращение детей в объект борьбы за внимание, автономность жизненного мира подростков и другие.
В итоге педагоги сталкиваются с большими сложностями при организации воспитательной деятельности. «Например, учителя не могут увидеть начало деструктивного поведения у ребёнка, не всегда умеют работать с самоощущением подростков, не знают, как выстроить воспитательную работу с классом. Это должно стать отдельным направлением повышения квалификации учителей и руководства школ. Сетевой университет «Знание» мог бы подключиться к разработке и реализации соответствующих программ для педагогов», — сообщила Духанина.
В свою очередь, ведущий эксперт Центра общего и дополнительного образования имени А.А. Пинского НИУ ВШЭ Татьяна Мерцалова предложила обсудить критерии эффективности воспитательной работы Она считает, что для изучения результатов недостаточно оценивать только количество проведённых мероприятий и вовлечённых в них учащихся — необходимо учитывать все векторы воспитательного процесса и условия его проведения: уровень подготовки педагогов, их условия труда, уровень благополучия, вовлечённость родителей, устройство образовательного процесса. Также Мерцалова отметила, что запрос на качественную воспитательную работу есть не только у государства, но и у родителей, которые ждут от школы прорывных идей.
По мнению заместителя директора школы «Феникс» Юлии Захаркиной, одним из таких решений может стать «переключение» объектного подхода к воспитанию ребёнка на субъектный: только развивая в учениках субъектность по отношению к собственной жизни, семье, школе, стране, возможно воспитать гражданина.
«Надеюсь, что коллективными усилиями мы сможем сделать среду, в которой пребывают наши дети, более конструктивной и безопасной — для жизни, для гармоничного развития и реализации в интересах себя, семьи и всего общества», — резюмировала Духанина.