Размер:
A A A
Цвет:
C C C
Обычная версия сайта

Сетевой университет «Знание» запустит программы обучения учителей по проведению воспитательной работы

Сетевой университет «Знание» запустит программы обучения учителей по проведению воспитательной работы

Сетевой университет «Знание» готов принять участие в разработке и реализации программ по вопросам воспитательной деятельности для школьных педагогов и директоров. Об этом в ходе панельной дискуссии «Воспитание в школе: актуальные вопросы и лучшие практики негосударственного образования» на Конференции 100 частных школ России рассказала ректор Сетевого университета «Знание» Любовь Духанина.

В приветственном слове к участникам мероприятия член Комитета Государственной Думы по просвещению Лариса Тутова отметила, что равенство прав государственных и негосударственных школ и равенство прав детей остается базовой идеей государственной образовательной политики. «Вопросы воспитания наших детей везде одинаковы. Неоспоримое преимущество частных школ — в возможности разрабатывать гибкие образовательные программы и менять их в течение года, при этом не отходя от единых стандартов образования», — отметила Тутова.

Ведущий научный сотрудник Лаборатории фундаментальных и прикладных исследований Института воспитания РАО Наталья Казначеева рассказала об основных направлениях воспитательной работы в российских школах

Любовь Духанина в своем выступлении сосредоточилась на проблемах организации воспитательной деятельности. «Определение воспитания в законе «Об образовании» содержит важный термин — «самоопределение». То есть ребенок должен уметь сам принимать решения и нести ответственность, отвечать на вопросы «кто я?» и «кто я в дальнейшем?». Это означает, что у нас с вами есть задача научить его принимать такие решения, научить ориентироваться на свои личные интересы, интересы семьи, общества, государства. Всё это, как фундамент, должно быть заложено в человека еще на школьной скамье», — подчеркнула ректор Сетевого университета «Знание».

Поиск содержания и технологий воспитания с принятием изменений в законодательство и новых школьных стандартов не окончен, считает Духанина. На данном пути, по ее словам, возникает ряд проблем: повышение роли интернета в детской социализации, феномен постправды, превращение детей в объект борьбы за внимание, автономность жизненного мира подростков и другие.

В итоге педагоги сталкиваются с большими сложностями при организации воспитательной деятельности. «Например, учителя не могут увидеть начало деструктивного поведения у ребёнка, не всегда умеют работать с самоощущением подростков, не знают, как выстроить воспитательную работу с классом. Это должно стать отдельным направлением повышения квалификации учителей и руководства школ. Сетевой университет «Знание» мог бы подключиться к разработке и реализации соответствующих программ для педагогов», — сообщила Духанина.

В свою очередь, ведущий эксперт Центра общего и дополнительного образования имени А.А. Пинского НИУ ВШЭ Татьяна Мерцалова предложила обсудить критерии эффективности воспитательной работы Она считает, что для изучения результатов недостаточно оценивать только количество проведённых мероприятий и вовлечённых в них учащихся — необходимо учитывать все векторы воспитательного процесса и условия его проведения: уровень подготовки педагогов, их условия труда, уровень благополучия, вовлечённость родителей, устройство образовательного процесса. Также Мерцалова отметила, что запрос на качественную воспитательную работу есть не только у государства, но и у родителей, которые ждут от школы прорывных идей.

По мнению заместителя директора школы «Феникс» Юлии Захаркиной, одним из таких решений может стать «переключение» объектного подхода к воспитанию ребёнка на субъектный: только развивая в учениках субъектность по отношению к собственной жизни, семье, школе, стране, возможно воспитать гражданина.

«Надеюсь, что коллективными усилиями мы сможем сделать среду, в которой пребывают наши дети, более конструктивной и безопасной — для жизни, для гармоничного развития и реализации в интересах себя, семьи и всего общества», — резюмировала Духанина.