Создание системы позитивной профилактики должно стать стратегическим приоритетом в работе по предотвращению экстремизма среди молодежи. Об этом 7 июня на круглом столе «Вопросы противодействия экстремизму в студенческой среде» заявила ректор Сетевого университета «Знание», председатель Ассоциации негосударственного образования Любовь Духанина.
В обсуждении приняли участие представители Госдумы РФ и МИД России, ученые, общественные деятели, преподаватели вузов, руководители университетских центров профилактики экстремизма. Предложения участников круглого стола будут направлены в адрес Министерства науки и высшего образования Российской Федерации.
Во вступительном слове Духанина отметила, что для образовательных организаций проблема противодействия экстремизму тесно связана с вопросом формирования убеждений. По ее словам, сегодня агрессивный, радикальный, националистический контент не просто легко доступен, а распространяется адресно. Так, для пропаганды экстремистских материалов среди самой маленькой аудитории используются образы из мультфильмов, а среди подростков — комиксы, толкающие к выбору деструктивной стороны.
«Нашим стратегическим приоритетом должно быть создание системы позитивной профилактики. Этот механизм позволил бы сформировать у молодых людей защитный потенциал, благодаря которому они могли бы противостоять деструктивному влиянию самостоятельно, — предложила Духанина. — Цели такой профилактики были заложены в недавно утвержденный ФГОС основного общего образования. Это повышение самооценки, определение ценностей, развитие навыков распознавания и выражения эмоций, принятия решений, формирование способности справляться со стрессом». Она добавила, что такие цели сегодня преследуют ряд крупных общественных проектов. Например, проект ОНФ «Равные возможности — детям», эксперты которого создали свою программу психологической поддержки для подростков «Я Могу».
Также Духанина подчеркнула важность других видов профилактики. Это работа с молодежными лидерами, развитие альтернативных социальных программ и реабилитационная работа с молодыми людьми, вовлеченными в экстремистскую деятельность
С приветственным словом к участникам обсуждения обратилась первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы по образованию и науке Ксения Горячева. «Нетерпимость рождается из-за отсутствия возможности договориться. Найти эту возможность позволяют молодежные форматы», — сказала она. — Если в психологические службы в вузах обращаются молодые люди, которые понимают, что им нужна помощь, то нам надо сосредоточиться на обсуждении проблем ребят, которые к этой рефлексии не способны».
О влиянии на социальную сферу Закона «О противодействии экстремистской деятельности» рассказал член Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека Александр Брод. По словам правозащитника, закон позволил остановить деятельность экстремистских организаций, пресечь активность ряда радикальных и экстремистских ресурсов и стабилизировать пространство Интернета.
В свою очередь, заведующий кафедрой уголовно-правовых дисциплин МГПУ Александр Ростокинский сосредоточился на проблемных моментах данного федерального закона и других «белых пятнах» правового поля: отождествлении экстремизма и экстремистской деятельности, отсутствии в законе определения понятия «экстремизм» и неоднозначном толковании признака «социальной принадлежности» при нарушении прав и свобод граждан.
О новых вызовах перед российским обществом — тотальной русофобии и дискриминации русскоязычных людей за рубежом — говорил заместитель директора департамента по гуманитарному сотрудничеству и правам человека Министерства иностранных дел Российской Федерации Григорий Лукьянцев. Значительную часть своего выступления он также посвятил анализу распространения нацистских взглядов на Украине.
С ситуацией на Украине было связано и выступление научного руководителя Центра медиации, урегулирования конфликтов и профилактики экстремизма КФУ Андрея Большакова. По его словам, украинские центры информационно-психологических операций продолжают оказывать влияние на российскую молодежь. Весенние исследования сотрудников Центра показали высокую готовность отдельных молодых людей к протестной активности. В этих условиях система профилактики экстремизма КФУ сработала на высоком уровне, сведя «экстремистские настроения к минимуму», отметил ученый.
Также практикой организации противодействия экстремизму в вузовской среде поделились заведующая кафедрой уголовного процесса, криминалистики и правовой информатики Юридического института БФУ имени И. Канта Татьяна Волчецкая, член Общественной палаты РФ, проректор по воспитательной работе ТюмГУ Ольга Загвязинская, директор Центра анализа и профилактики информационных угроз в молодежной среде ИМПМО РТУ-МИРЭА Евгений Борисов.
А первый проректор СПБАУ РАН имени Ж.И. Алферова Дмитрий Мохоров предложил закрепить во ФГОС высшего образования универсальную компетенцию по противодействию экстремизму и терроризму по аналогии с компетенцией по противодействию коррупции.
О проблемах моральной паники по отношению к проявлениям экстремизма рассказал академик-секретарь отделения историко-филологических наук РАН, научный руководитель Института этнологии и антропологии РАН Валерий Тишков. Один из таких образцов — ситуация с криминальной субкультурой АУЕ — является примером конструирования проблемы самим обществом. Тем не менее в 2020 году Верховный суд Российской Федерации признал АУЕ экстремистской организацией и запретил ее деятельность на территории страны, отметил Тишков.
На причинах обращения исламской молодежи к вербовщикам в целях удовлетворения духовного запроса остановился аспирант-исследователь Института востоковедения РАН Ислам Течиев. Основными проблемами на этом направлении он обозначил отсутствие системы комплексного объективного изучения исламской религии, разлад во внутрироссийской умме и кризис идей «традиционного ислама».
Директор Центра мониторинга и профилактики девиантного поведения СПбГМТУ Игорь Гарин
выступил с докладом о практике использования когнитивных методов формирования системы координат молодежи.
А заместитель исполнительного директора Фонда поддержки публичной дипломатии имени А.М. Горчакова Дарья Лобанова
рассказала об информационно-разъяснительной работе, которую Фонд проводит с молодыми людьми как внутри, так и вовне страны.
Схожесть негативных явлений в молодежной среде России и Казахстана отметил директор НИИ экономических и правовых исследований Карагандинского университета Казпотребсоюза Талгат Ханов. При этом он уточнил, что, в отличие от России, в Казахстане процессы образования и воспитания отделены друг от друга, а работа преподавателей сводится только к образовательному процессу.
На вопросах противодействия привитию молодежи чуждых российскому обществу ценностей сосредоточил внимание декан Юридического факультета Университета «Синергия» Максим Михайлов. По его мнению, молодые люди подготовлены к восприятию таких ценностей благодаря феномену «хайпа», который становится отправной точкой формирования негативной идеологии, что, в конечном итоге, разрушает традиционные ценности.
На необходимость работы по культивированию традиционных ценностей у молодежи также обратил внимание руководитель Управления по работе с государственными структурами Синодального отдела по взаимоотношениям церкви с обществом и СМИ Московского патриархата Павел Лебедев. Кроме того, он с энтузиазмом откликнулся на предложение Ольги Загвязинской о создании «пула» духовных лидеров, готовых работать с молодежной аудиторией.
«Перед нами стоит задача обобщить все предложения участников круглого стола. После этого рекомендации наших экспертов будут направлены в адрес Минобрнауки России», — отметила в заключение Любовь Духанина.
Мероприятие было организовано Ассоциацией негосударственного образования при содействии Фонда поддержки публичной дипломатии имени А.М. Горчакова.